Конструкторские разработки

Создание малогабаритных облегченных металлокомпозитных баллонов со стальным бесшовным лейнером вместимостью 2, 3, 4 и 7 литров для сжатого воздуха давлением 300 кгс/см2 для дыхательных аппаратов пожарных и самоспасателей. Внешний вид этих баллонов показан на рисунке 1, рисунке  2.

Была решена задача создания отечественных баллонов, которые по параметру "цена-качество" были выше импортных. Наши баллоны получили широкое применение в дыхательных аппаратах и самоспасателях многих отечественных и ряда зарубежных фирм.

Создание малогабаритных легких металлокомпозитных баллонов вместимостью 4, 5, 6, 7, 9 и 10 литров для сжатого воздуха давлением 300-450 кгс/см2 для дыхательных аппаратов пожарных. Чертеж общего вида этих баллонов приведен на рисунке 3.

При проектировании и изготовлении баллонов использованы универсальные методы расчетов прочности и остаточного ресурса, перспективные материалы и технологические схемы производства: облегченная бесшовная герметичная оболочка из коррозионно-стойкого алюминиевого сплава марки АД 33 (или его аналога - сплава АА6061), высокопрочные углеродные и органические волокна, освоенные отечественной и выпускаемые зарубежной промышленностью, схемы силовой намотки типа "кокон". Внешний вид таких баллонов вместимостью 7 литров представлен на рисунке 4, рисунке 5.

Для дыхательных аппаратов с более продолжительным временем действия разработаны образцы баллонов вместимостью 10 литров на рабочее давление 300 и 450 кгс/см2. Внешний вид макетов этих баллонов показан на рисунке 6.

Создание стальных штампосварных баллонов вместимостью от 50 до 100 литров на рабочее давление 65 кгс/см2 для модулей и батарей стационарных автоматических систем пожаротушения с использованием хладонов и азота (рисунок 7, рисунок 8).

Для изготовления стальных штампосварных баллонов создано собственное производство: участок сварки, покраски и гидропневмоиспытаний баллонов, разработана нормативно-техническая документация по входному контролю комплектующих, сварке, окраске и др.

По желанию заказчика в зависимости от назначения баллонов, используемых газовых огнетушащих веществ в системах пожаротушения и условий транспортировки баллоны выпускаются четырех модификаций и типоразмеров.

Создание металлокомпозитных баллонов с алюминиевым лейнером и кольцевой подмоткой из стеклопластика на рабочее давление 65 кгс/см2 вместимостью 160 литров Чертеж общего вида баллона показан на рисунке 9. В экспериментальном порядке освоен выпуск баллонов этого типа.

Создание облегченных металлокомпозитных баллонов со стальным штампосварным лейнером вместимостью 50 и 100 литров на рабочее давление 150-450 кгс/см2 для углекислоты, аргона, азота, инергена в качестве газовых огнетушащих веществ в модулях и батареях стационарных автоматических систем пожаротушения и для сжатого воздуха - в качестве пневморессивера для оперативной мобильной доставки и дозаправки дыхательных аппаратов.

Баллоны выпускаются двух типоразмеров со стальными штампосварными лейнерами без продольного шва (тип К). Внешний вид таких баллонов приведен на рисунке 10, рисунке 11.

Создание высоконапорного пневморессивера для обеспечения новой высокоэффективной технологии гидродобычи угля с использованием газогидродинамического воздействия на углепородный массив.

Основной особенностью пневморессивера является использование в качестве воздушного пневмоаккумулятора комбинированного металлокомпозитного баллона вместимостью 130 литров на рабочее давление 80 МПа (816 кгс/см2), массой 380 кг, наружным диаметром 420 мм и длиной 1940 мм. Изготовлен промышленный образец, который успешно эксплуатируется на объединении "Прокопьевскуголь". Чертеж общего вида пневморессивера приведен на рисунке 12.

Создание блока хранения и подачи сжатого природного газа (метана) вместимостью 3200 литров на рабочее давление 200 кгс/см2 для маневровых тепловозов. Изготовлен промышленный образец блока, который успешно прошел обкаточные испытания. Общий вид этого блока приведен на рисунке 13.

Создание автомобильных баллонов малого диаметра для сжатого природного газа (метана) на рабочее давление 200 - 320 кгс/см2 вместимостью 45 литров.

Основной особенностью этих баллонов является их преимущественное размещение на крышах автобусов, где они распределяют нагрузку на большой площади и незначительно увеличивают высоту автобусов, что существенно для их гаражной стоянки. Освоено серийное производство таких баллонов, выпущена головная партия. Внешний вид баллонов показан на рисунке 14, рисунке 15.

Создание автомобильных баллонов для сжиженного нефтяного газа (пропан-бутана) на рабочее давление 16 кгс/см2 вместимостью от 50 до 200 литров и организация их серийного производства. Производство продано фирме "Плазмаформ" (Россия), которая успешно функционирует в настоящее время. Внешний вид этих баллонов показан на рисунке 16.

Создание крупногабаритных баллонов для передвижных газозаправщиков автотранспортного и аэродромного применения. Разработана конструкторская и технологическая документация совместно с НПФ "Реал-Шторм" на металлокомпозитные баллоны вместимостью от 120 до 1000 литров на рабочее давление 320 - 450 кгс/см2, диаметром до 500 мм, длиной до 6000 мм. Чертеж общего вида и технические характеристики баллонов из указанного диапазона приведены на рисунке 17.

Создание облегченного металлокомпозитного сосуда совместно с НПО "Поиск" (г. С-Петербург) на рабочее давление газов 400 кгс/см2 со штампосварным лейнером из нержавеющей стали вместимостью до 2500 литров для передвижного аэродромного газозаправщика. Разработан полный комплект конструкторской и технологической документации. Изготовлен и испытан крупногабаритный макет сосуда вместимостью 1000 литров. Дальнейшие работы были приостановлены в связи с прекращением финансирования. Чертеж общего вида этого сосуда приведен на рисунке 18.

Создание установок для освидетельствования баллонов с определением остаточного объема. Особенностью установки является то, что для гидронагружения испытуемых баллонов используется гидропневматический мультипликатор, который питается пневмодавлением 300 кгс/см2 от баллона вместимостью 7 литров. Внешний вид установки показан на рисунке 19.

Создание запорных вентилей для сжатого воздуха на давление 300 кгс/см2. Разработан комплект конструкторско-технологической документации и изготовлена опытная партия запорных вентилей, успешно прошедшая предварительные испытания. Начато серийное производство. Изготовлена установочная партия, начаты квалификационные испытания. Общий вид вентилей показан на рисунке 20.

Создание методик и проведение расчетов прочности, ресурса, температурного состояния, режимов заправки и опорожнения баллонов и сосудов на основе современного вычислительного аппарата.

Комплексное исследование механических характеристик отечественных и зарубежных высокопрочных волокон для изготовления металлокомпозитных баллонов методами разрыва "сухого жгута", "микропластика", кольцевых образцов и модельных баллонов.

Создание вакуумно-сушильных установок для сушки и пропитки древесины и древесных полуфабрикатов, высоковольтных трансформаторов с рабочим напряжением до 220 кВ и мощностью до 250 МВА с рабочим объемом сушильных камер 130 - 150м3.

Опыт создания тепловакуумных камер для нужд ракетной техники позволил принять от ОАО "Мосэнерго" заказ на создание вакуумно-сушильной установки с целью увеличения финансовых средств для развития производства баллонов.

Особенностью создаваемых установок, в отличие от установок фирм "Mikafill" (Швейцария) и "Heindrik" (Германия), является возможность использования различных методов нагрева в зависимости от особенностей объектов сушки, требуемых сред для пропитки и допускаемой продолжительности сушки.

Изготовлен промышленный образец установки для завода Ремонта электротехнического оборудования (РЭТО) ОАО "Мосэнерго", который успешно эксплуатируется в настоящее время.

Кроме того, специалисты, участвующие в создании вышеназванной установки, были привлечены к разработке проекта испытательных станций силовых высоковольтных трансформаторов и высоковольтных вводов с рабочим напряжением 110/220 кВ. По этому проекту были созданы испытательные станции на заводе РЭТО ОАО "Мосэнерго", которые успешно эксплуатируются в настоящее время.

Фирма "Маштест" проводит работы по созданию методик, оборудования и проведению сертификационных испытаний отечественных и зарубежных баллонов.

Продукция следующих зарубежных фирм прошла сертификационные испытания на фирме "Маштест": "Luxfer" (Великобритания), "PTI" (США), "EFIС" (США), "SCI" (США), "Skott Aviation" (США), "MSA AUER" (Германия), "Еurocylinder systems GmbH" (Германия), "Heiser" (Австрия), "Worthington" (Австрия), "Faber" (Италия), "Kompozit- Praha" (Чехия), "Горизонт" (Украина).

Продукция следующих отечественных фирм прошла сертификационные испытания на фирме "Маштест": "НПО "Поиск" (г. Санкт-Петербург), ГНПП "Сплав" (г. Тула), "Газкомпозит" (г. Пермь), "Оргэнергогаз" (г. Видное, Московской области), "БМЗ-ВИКМА" (г. Брянск), "Плазмаформ" (г. Москва), КОКБ "Союз" (г. Казань), "Реал-Шторм" (г. Ижевск), "Орский машиностроительный завод" (г. Орск), "Механический завод" (г. Орск), ("Котласский электромеханический завод" (г. Котлас).